Новый год в Абхазии (Первая часть)

Ни разу за всю жизнь не задумывался, откуда берутся мандарины и где они вообще растут.

Самолёты в Абхазию не летают — единственный в стране аэропорт давно закрыт для гражданской авиации. Каждые два дня ходит поезд Москва — Сухум. Прямое сообщение от Питера до Сухума открывается только в мае, тогда поезд начинает ходить раз в десять дней.

Самый адекватный вариант — добраться до Адлера, а оттуда уже и до Абхазии. Мы решили воспользоваться поездом, чтобы на пару дней отдохнуть от цивилизации с книжками в руках.

Наш вагон оказался очень винтажным. Один из пассажиров рассказывал сыну, что кактлся на таких ещё во времена своего советского детства. Я же попросту подобных вагонов никогда в своей жизни не видел.

Удивительно резко воспринимается снежная граница, когда едешь на поезде. Вот за окном метровые сугробы, но стоит отвлечься на 20 минут, снова посмотреть в окно и там уже абсолютно чисто. Не успеваешь заметить никакого промежуточного состояния. Проходит эта граница, кстати, совсем недалеко от Сочи. Двигаясь от неё к городу, замечаешь, как деревья становятся всё более зелёными и южными. А километрах в 50 от города всего в каких-то ста метрах от железной дороги появляется море.

Ощущения в этот момент непередаваемые.

В Адлере сыро, пасмурно и грустно, почти как в Питере. Но на удивление чище. И дороги ровные, разметка свежая, газоны подстриженные. То ли тут всегда так было, то ли к олимпиаде так хорошо прибрались.

Граница с абхазией находится в 8 километрах от центра Адлера. Быстрее всегда добраться туда на такси. Для этого нужно вежливо отмахнуться от всех привокзальных бомбил и вызвать Яндекс.Такси. Мы так и сделали. Достаточно быстро приехал Mitsubishi Lancer, мы закинули вещи в багажник и сели в такси. Водитель, когда увидел пункт назначения, предупредил, что он «не выездной»: не может покинуть границы РФ. К счастью, на такси нам пересекать границу и не нужно было.

На границе грязно, шумно и многолюдно, очень много старушек с тележками, полными мандаринов и сушёной хурмы по 30 рублей за килограм. Под ногами вьются стаи бездомных собак.

КПП ощущается как машина времени: по эту сторону год 2018, по ту — 2005. Именно так ощущается привокзальная площадь советского вида, полная старых машин и наглых таксистов, одетых в кожанки и кожанные кепки. Таксисты гораздо наглее, чем на Российской стороне: если откажешься ехать с ними, то они будут провожать тебя, выясняя куда ты направляешься, как собираешься туда добраться и объясняя, почему ты сделал неправильный выбор. Несмотря на столь мощную осаду, мы смогли выбраться из логова таксистов и встретились с нашей группой и руководителем: Татьяной.

Татьяна сразу же научила нас говорить “привет” по-абхазскии (я ничего не запомнил, очень сложный язык) и познакомила нас с Гиви — водителем, который сопровождал нас на протяжении всех пяти дней. Старый белый минивен Mercedes завёлся и мы отправились в первую точку нашего путешествия — Гагры.

День 1: Гагры

Особенность Абхазии в том, что из любой точки страны видны горы. Красивые статные монолиты, простирающиеся долгими грядами и на восток и на запад.

До Гагр ехать примерно час. Зимой город этот тихий и пустынный: на улице нет прохожих, изредка по дороге проносятся машины.

Самое классное место, в котором мы побывали в Гаграх — старый заброшенный особняк, находящийся на возвышенности. Снаружи особняка пахло мхом , а внутри — приятной сыростью и старостью.

Ещё из запомнившегося — древняя христианская церковь, сложенная из камня. Батюшка благословил меня только на три снимка.

По пути в Сухум (так говорят Абхазы, “Сухуми” — это по-грузински) мы в первый раз за всё путешествие увидели настоящее мандариновое дерево и смогли сорвать пару мандаринок.

Наш отель находился в Сухуме на берегу моря в самой восточной его части рядом со старым заброшенным вокзалом. По приезде мы заселились в один из компактных аккуратных треугольных домиков, где и жили все пять дней, каждый день выбираясь на очередное приключение.

Это Алексей, один из организаторов. Он работает 1С программистом в Сочи, любит Абхазию и часто здесь бывает.

Так выглядит Сухум из нашего лагеря.

Первый день закончился встречей нового года в апацхе. Апацха — традиционное жилище Абхазов, обязательный атрибут которого — очаг в центре. На очаге готовят еду, коптят сыр и мясо. Раньше в апацхах жили и спали вокруг очага, сейчас они выполняют роль кухни и гостевой беседки.

Встреча нового года могла бы быть достаточно классической — множество салатиков и шампанское присутствовали. Было лишь два нюанса:

1. все салаты были вегетарианскими,
  2. вместе с салютами и фейеерверками в воздухе раздавались автоматные очереди.

После войны у населения осталось достаточно много оружия и боеприпасов, которые они используют вместо пиротехники.

День 2: Сухум

Во второй день мы отправились гулть по Сухуму. Сухум — столица Абхазии и крупнейший в стране город. Местные говорят, что в городе проживает около 200 тысяч человек, Википедия же указывает только 70 тысяч.

Про заброшенный шахтёрский посёлок, водопад и всякую всячину — во второй части.